В поддержку отечественного образования

2 квітня 2015 о 18:20947 Kolo.poltava.ua (Новини Полтави) Полтава, вул. Фрунзе, 65 +380532613245
Как известно, образование в Украине занимает одно из самых высоких мест в мире. 30-я позиция из 187 – это действительно результат, которым стоит гордиться.

Как известно, образование в Украине занимает одно из самых

высоких мест в мире. 30-я позиция из 187 – это действительно результат, которым стоит гордиться. Причем, 30-я позиция была достигнута не столько благодаря, сколько «вопреки». Вопреки экономической стагнации, вопреки низкой мотивации и низким зарплатам преподавателей; образование наше переняло все позитивные моменты советской образовательной системы, выпускники которой и сейчас остаются высококлассными профессионалами в отраслях, способными по уровню знаний конкурировать с западными специалистами. Это касается как производственной и образовательной деятельности, так и сугубо научной.

В 2014 году был принят новый Закон Украины «О высшем образовании». Готовила его группа видных экспертов, специалистов в области науки, культуры и образования. В их числе – С. Квит, М. Згуровский, М. Попович, люди, чьи имена в представлении не нуждаются. Принятый закон включал ряд очень важных нововведений, способных позитивно повлиять на науку и образование в Украине.

Перечислю лишь некоторые: введено на юридическом уровне понятие «автономии университета»; отменен институт кандидата наук (и заменен доктором философии, как в европейских и американских вузах); предусмотрено лишение ученых степеней за плагиат; стало узаконено внешнее независимое оценивание; создано агентство по контролю за качеством ВО; упразднено звание специалиста за счет расширения мест в магистратуре; стипендии, согласно закону, должны быть повышены до прожиточного минимума; количество мест по госзаказу должно было быть сокращено до 20% - 80% бюджетных мест должны, согласно закону, распределяться на основании заявок самих ВУЗов; руководство вуза определяется выборами путем голосования преподавателей и студентов.

К сожалению, даже этот позитивный потенциал может быть убит второй, бюрократической волной реформирования, построенной на требованиях МВФ . Стоит сказать, что часть предписаний сейчас не вступила в силу, в связи со сложной социально-экономической ситуацией в нашей стране. Ряд же решений, вступивших в действие, может быть временно (или навсегда) отменен, чему виной может стать новая реформа, которую готовят наши чиновники.

На этот раз – это не эксперты вроде ректоров вузов или педагогов-специалистов, а люди, которые исходят исключительно из финансовых интересов (как и было сказано – это государственные чиновники). Не до конца осознавая, что же все-таки требуется отрасли, они требуют сокращения количества школ и ВУЗов, а также сокращения среди преподавателей внутри самих вузов. У тех же, преподавателей, которые останутся, будут сокращены надбавки и выплата за сверхурочные.

Конечно, всем понятно, что сегодня необходимо экономить и во многих отраслях действительно можно сэкономить: это круглосуточная подсветка лайтбордов, миллиарды гривен, которые тратятся на внешнюю рекламу фасадов торговых центров, принадлежащих олигархам, рефинансирование частных банков, которые пребывают в адекватном финансовом положении, чиновничий аппарат и т.д. Образование же – отнюдь не та сфера, на которой следует экономить. И уж тем более закрывать школы одну за другой, как планируется.

Мотивированы должны быть как студенты (стипендия которых так и не поднята до 1279 грн.), которые будут видеть перспективы будущего трудоустройства и работать на то, чтобы быть лучшими в этой отрасли, и преподаватели, которые будут переживать не о материальном положении, а о том, что будут сегодня рассказывать студентам и как лучше им это подать. Именно потому все реформы должны проводиться с привлечением к законопроекту широкого спектра специалистов, а не приниматься в кругу людей некомпетентных относительно отрасли, далеких от нее. В конце концов, если наше образование – это то, чем по-прежнему следует гордиться, необходимо хранить его, бороться за него и поддерживать.